Термин «обман зрения», или «оптическая иллюзия», обозначает испытанную временем технику, используемую тогда, когда нужно убедить зрителя, что наблюдаемый им объект (фресковая живопись на фотографии слева) реален или что реальный объект крупнее, шире и находится на большем расстоянии, чем на самом деле. Оптическая иллюзия была придумана древними греками. Колонны их храмов, суженные к верхушкам, создавали ощущение высоты. Современные художники и архитекторы тоже используют законы перспективы, чтобы добиться нужных эффектов.
Как сделать оптическую иллюзию в саду?
Простым примером использования оптической иллюзии в саду может служить суженная к концу тропинка или бордюр. Усилив естественную перспективу, вы добьетесь эффекта того, что перед наблюдателем находится более протяженное пространство, чем на самом деле. Конечно, этот феномен действует только в одной точке наблюдения - на другом конце тропинки эффект будет прямо противоположным. Организовывать оптическую иллюзию нужно тщательно, иначе она будет выглядеть смешно. Несущие опоры и другие элементы («картинка» сада) должны подчиняться тем же правилам подправленной перспективы. Создать нужную иллюзию помогает простой дизайн элементов сада. Они обладают нужной геометрией форм, которая кратко и сжато передает информацию. Выбор цветов тоже влияет на создание оптической иллюзии. Дымчато-голубые, зеленые и серые тона намекают на лежащее впереди пространство, а вот передний план требует более ярких красных, белых и желтых тонов.
Особенно успешно приемы для создания оптической иллюзии применяют в садах среднего и маленького размера
Там, где пространства не хватает, всегда ценится возможность сделать участок больше. Если есть возможность направить людей рассматривать вид под правильным углом, будет легче организовать искусственные эффекты. Продуманно расположенные зеркала - очень эффективный прием сообщения пространству большей протяженности и глубины. Зеркала прекрасно сочетаются со шпалерами, воротами (ложный проход на рисунке напротив) и небольшими водными элементами.
Эта шпалерная стена создает иллюзию трехмерного пространства. Планки, сужающиеся к центру, имитируют туннель, а вход в него изображает кирпичная арка. Видовой точкой является терракотовый горшок с дымчато-голубыми цветами: он указывает на наличие расстояния. Тему продолжает шпалера с диагональным рисунком. Растения связывают ее с остальной частью сада.
Подчеркнутая перспектива увеличивает расстояния в саду путем искажения нескольких элементов. Обычная гравийная дорожка физически сужается к дальней части сада, а скамейка в ее конце сильно уменьшена в размерах. Ощущение расстояния усиливается еще больше благодаря находящимся рядом серо-голубым и темно-зеленым растениям. К концу тропинки опоры и поперечные балки становятся все меньше, расстояние между ними сужается.
Живописная роспись на стене создает иллюзию увеличения пространства и наполняет полуподвальное помещение светом и воздухом. Расписывая стену, следует придерживаться простой темы с незамысловатыми фигурами, поверхность стены должна быть гладкой, а краски - предназначенными для внутренних помещений. Горшки с растениями, установленные в важных местах переднего плана, оживляют место и усиливают иллюзию пространства.
Зеркальный проход значительно увеличивает пространство. Здесь, на рисунке, зеркало крепится к сплошной стене, его обрамляет фальшивая арка из половинок кирпича (с учетом отражения они выглядят целыми). Отражение растений и тропинки создает впечатление глубины. Ворота, недостаточно толстые, чтобы быть настоящими, делают эту иллюзию еще убедительнее.